Я не знаю, как так случилось, но я раньше не смотрела Заводной Апельсин. Читала несколько лет назад, но не смотрела. Меня тогда поразила эта книга. Я не пацифист, но я не люблю насилие, скорее я его просто боюсь. Каким-то животным страхом. И есть какая-то чудовищная ирония в том, что очень боясь физической боли, я периодически, в достаточно тяжелые жизненные моменты, пыталась через нее как-то компенсировать душевные страдания. Конечно, в фильме все намного более скомкано, чем в книге. Но. Того, что я увидела, было вполне достаточно для того, чтобы почувствовать себя в положении Алекса, когда он сидел с насильно открытыми веками. В отличие от него я имела возможность отворачиваться. Я не могу сказать ничего нового об этом фильме, чего бы ужене говорили до меня, но я специально не хотела ничего о нем читать, пока не запишу сама что-то по этому поводу. Надо иногда заставлять себя подумать. Я думаю о двух вещах, которые увидела: одна - эстетика насилия (хоть мне и не нравится это сочетание) и вторая - критика системы. Система, которая сама построена на насилии, которая легко инкорпорирует любое проявление насилия, а еще и порождает его. И все пропитано им. И все правила, которые заставляют нас жить вместе, не причиняя друг другу вреда достаточно искусственны. Стойкая ассоциация с Ницше и с "Волей к власти". Я хорошо помню вопрос преподавателя на лекции: а есть ли у камня воля к власти по Ницше. И я ответила "нет", и ответ это был неправильным. Потому что воля к власти над другим есть даже у камня. А насилие становится самой сутью, квинтессенцией власти. И становится как-то страшно от всего этого. Но завораживает.